Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».
«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д."
Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.
Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас - сон; он - БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.
Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.
В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, - сказывалась его центральная христианская линия.
Он всемерно старался быть "ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ"; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.
Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он - потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.
Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее - наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, - эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, - бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил - "ВСЕМУ МИРУ"; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил - не четверть века, а - ВЕКАМИ ВЕКОВ.
РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.
Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.
Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.
В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.
С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.
В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.
Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше – борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.
В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.
С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.
В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.
В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.
Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.
В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.
В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».
В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.
Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.
Доктор Штайнер умер 30 марта 1925 года в Дорнахе.