Г.А. Бондарев
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЕМЬ СТУПЕНЕЙ МЕДИТАЦИИ КАМНЯ ОСНОВЫ
Всё бытие в нашем цикле развития, простирающемся от древнего Сатурна до будущего Вулкана, подчинено закону метаморфозы, явленному в бесконечном разнообразии форм. Неоднозначно подчинен ему и человек. Через один род метаморфоз он проходит бессознательно: в ходе земной жизни, в ходе ряда жизней, в реинкарнации. Но, как сказано в "Философии свободы", "последний чекан" человек дает себе сам, в полном сознании. И это есть чисто духовная метоморфоза. Она не возникнет, если человек, собрав достаточно сил, не вызовет ее в себе сам. Она венчает все другие метаморфозы, дает им смысл и направление. Без нее они были бы обречены на ницшевское "вечное возвращение".
Одним из значительнейших способов ввести себя в духовную метаморфозу является углубленное сопереживание христианских праздников года достигаемое с помощью медитативной работы соответствующего рода. Правда, ныне откуда только не услышишь настоятельные советы делать медитации. Молчание в этом вопросе хранит, пожалуй, одна только Христианская церковь, т. е. та инстанция, от которой подобные советы, вероятно, только и должны были бы исходить. Антропософия восполняет этот не сказать пробел, но — глубоко трагическое упущение. Ибо медитации медитациям рознь. И если ложные пути рефлектирующего мышления вызвали невиданный кризис цивилизации, то положение может стать совершенно безвыходным и безнадежным, если в европейской культуре возобладает несоответствующая ей, не христианизированная медитативная работа человеческого духа. Ибо медитация не рефлективна. В ней реально и непосредственно сознание приходит в единство с бытием. И если это делается правильно, то медитативная работа отдельных людей вносит даже в социальную жизнь оздоравливающие импульсы большой силы. Они той же природы, что и импульсы, порождаемые молитвенной практикой, если она не принижается до чисто душевных, эмоциональных усилий, чем лишь ослабляется связь человеческого духа с Божественным миром.
Христианская цивилизация способна пронизать собой все сферы человеческой жизни. Есть у нее свое слово и в медитативной практике. Это слово зиждется на точном знании природы человека, какой она сложилась именно к настоящему времени. Современный человек владеет абстрактным мышлением. Однако учась мыслить по законам той логики, где живое развитие мысли проходит по семи ступеням, мы подготавливаем себя к переживанию самих мыслесуществ божественного мира. Но реально к этому можно прийти лишь в медитативном сознании, восходящем на ступени имагинации, инспирации и интуиции. Чтобы медитативное сознание не погасило плоды личности, а, напротив, привело их к возвышению, содержание медитаций должно быть построено на основе точного знания существа человека и принципов его развития. Лучшие медитации — те, которые звучат непосредственно из мира Божественных Иерархий. И именно такие медитации даны Рудольфом Штайнером. Среди них совершенно особое место занимает так называемая медитация Камня основы, данная в 1923/24 гг. на Рождественском собрании Всеобщего Антропософского Общества. Этому собранию Рудольф Штайнер придавал особое значение. По его словам, силы союза, установленные благодаря собранию, с добрыми духовными существами, т. е. с Божественными Иерархиями, смогут преодолеть мощные враждебные демонические силы, использующие земного человека в своих целях (37; с.236). Если произошедшее на Рождественском собрании поставить со всей серьезностью перед душой, то тогда оно "пошлет в душу сильный импульс, который подвинет ее на исполненные силы действия, в которых нуждается современное человечество, дабы в ближайшие инкарнации люди оказались в состоянии встретить Стража Порога, т. е. цивилизация стала бы такой, что сама, как цивилизация, могла бы стоять перед Стражем Порога" (260; с.261).
Для того, чтобы серьезно поставить перед душой Рождественское собрание, требуется многое. Необходимо основательно заняться собой, собственным развитием. Но тем, в чем и работа над собой, и служение миру сливаются воедино, несомненно является медитация Камня основы. Работа с нею означает принятие импульсов Рождественского собрания и служение всему, что связано с ним. Она является совершеннейшим средством введения индивидаульного духа в спиритуальную метаморфозу. Природными метаморфозами обусловлено развитие нашего тройственного тела. Жизнь в обществе: прохождение через школьное воспитание, работа по профессии, развитие индивидуальных интересов и т. д., — все это способствует развитию тройственной души. Но у этих метаморфоз есть предел: они не рождают свободного духа, для чего духовная метаморфоза должна быть уподоблена природному процессу, должна стать сущностной. Поэтому и осуществить ее можно лишь подражая природе, вызывая во внутренней, душевно-духовной жизни процессы, проходящие через цепь реальных метаморфоз. Медитация Камня основы может стать содержанием такого процесса, поскольку построена по законам имагинативной логики; ее "материя" онтологична и имагинативна. Данная мышлению, она вводит его не в теневой, а в живой процесс, где в мыслительном действуют законы бытия. А поскольку это медитация, а не умозаключение, то бытие ее сверхчувственно. Что касается ее содержания, то оно поистине всеобъемлюще.
Медитация состоит из четырех отделов. Они соответствуют, или в них выражено переживание четырех эонов развития. Это, можно сказать, встает в первую очередь, а затем открывается, что первые три эона содержат в себе проекцию на будущие три эона, и т. о. медитация объемлет все семь эонов. Переживая первый отдел медитации, можно сверхчувственно проникнуть в состояние древнего Сатурна с его Отчим принципом, господствующим в нашем теле и в нашей воле. Во втором отделе встает древнее Солнце с его принципом Сына, господствующим в нашей душе, в чувстве. Третий отдел имеет отношение к древней Луне с ее принципом Святого Духа, господствующим в нашем духе, в мышлении. Все три отдела, в порядке их следования, соответствуют человеку обмена веществ, ритма и головы. В четвертом отделе встает земной эон, где человек обретает индивидуальное "я" и приводит его в связь со Христом, осуществляя принцип: "Не я, но Христос во мне". Благодаря этому работа с первыми тремя отделами может быть возвышена до переживания тройственного духа, а вместе с тем и трех грядущих эонов. Происходит это таким образом, что человек возвышает свое микрокосмическое, выраженное во вторых частях первых трех отделов, до макрокосмического, выраженного в их первых частях. При этом нам на помощь может прийти многое из того, о чем шла речь в предыдущих главах.
Работа над медитацией, как это дано Рудольфом Штайнером, проводится в семь приемов, благодаря чему мы вызываем реальную метаморфозу нашего духа, которая затем оказывает свое действие на все, вплоть до нашего физического тела. Семь приемов — это семь медитативных формул, образованных из различных частей медитации. Работу с ними следует проводить в соответствии с днями недели. Неделя представляет собой минимальное выражение всего нашего эволюционного цикла. Поэтому каждый ее день стоит под влиянием определенной планеты. Совершая каждый день соответствующую медитативную работу, мы вписываемся в космическую констелляцию текущего дня.
Цикл упражнений следует начинать в субботу, которая управляется Сатурном и служит воспоминанием о древнем Сатурне. Для каждой ступени цикла Рудольф Штайнер берет определенные части медитации и кристаллизует из них медитативную формулу, с которой, собственно, и надлежит работать. Однако предварительно необходимо хотя бы совсем короткое время пережить и ее исходный материал. В пятницу, день будущей Венеры, цикл заканчивается. Текст всей медитации в целом при этом следует пережить как восьмую ступень, ту, скажем опять, октаву, к которой восходит седмица недельных упражнений.
Медитируя таким образом по дням недели, мы превращаем недельный цикл в небольшую метаморфозу нашего духа. Успех, достигнутый за одну неделю, не может быть значительным; в то же время недели перестанут быть однообразной серой чередой дней с экзотическими, непонятными названиями. Вместо этого придет сознательное отношение к космосу, к эволюции и к повседневному. Двигаясь малыми недельными циклами, мы также придем в более осознанную связь с седмицей праздников года. Она даст богатую окраску неделям, вычленив в них сезонные отличия и многое другое. Так ступим мы на путь посвящения, основа которому была положена на Рождественском собрании 1923/24 года.
Ныне предпринимаются многочисленные попытки исказить антропософский эзотерический праксис и весь даваемый Антропософией путь посвящения. Его пытаются объединять с фрагментами древних, ставших атавистическими, приемов посвящения. Создаются разного рода эклектические комплексы упражнений, куда включают и кое-что из того, что дано Рудольфом Штайнером. Уже встречаются случаи, когда само изучение Антропософии превращается в насилие над духом. Например, читают по 12 раз подряд каждый цикл лекций в надежде на то, что содержащуюся в нем духовную силу можно будет сгустить и ею попросту "продавить" завесу, отделяющую чувственный мир от сверхчувственного; стремятся создать такое духовное перенапряжение, при котором духовное знание подействовало бы ослепляюще, погасило бы сознание и втолкнуло читающего в состояние транса, а следовательно, — и сверхчувственного опыта. Наш мир переполнен насилием. Проникает оно и в сферу духовных исканий. Кучки честолюбцев, будучи не способными войти в мир духа "через дверь", штурмуют "окна" и "ограду". Гибельные последствия ожидают душу, вступившую на подобный путь, и они будут тем гибельнее, чем дальше душа по нему продвинется. Большой грех берет на себя человек, не желающий развиваться духовно, но величайший грех составляет намерение развиваться вопреки поволенной Богом эволюции. Ибо душа рискует тогда вообще из этой эволюции выпасть, безнадежно отпасть от Бога.
Через Антропософию миру дана новая, отвечающая современной стадии развития, наука посвящения. Она, несомненно, сложна, но целостна в себе. Она позволяет вступить на путь посвящения, зная заранее, что ожидает идущего по нему. Для этого с самого начала следует развивать и укреплять силы мыслящего сознания, учиться вносить волю в мышление. Затем необходимо развивать душевную жизнь, но не уединенно, условно, а в конкретной связи с социальной жизнью; необходимо христианизировать душу, пробуждать в ней сочувствие, сострадание, любовь к ближнему. Ибо по законам человеческих добродетелей протекает бытие в том мире, куда человек вступает благодаря истинному посвящению. Не имея в себе развитых добродетелей, человек, вступив в тот мир, оказался бы в вопиющем противоречии с его законами.
Молниеносно, одним скачком, человеку не дано изменить себя. Краткий миг способен переменить наши представления, но не астральное и эфирное тела. Поэтому новый посвятительный путь эволютивен. Медитация Камня основы всецело отвечает этому эволютивному принципу, поэтому она образует семь ступеней. Они суть не абстрактно построенная семеричность, а цепь метаморфоз, органично вырастающих из принципов троичности, на которых построен общий текст медитации. Высшая Троичность Бога-Отца, Сына и Святого Духа образует основу первых трех отделов медитации и нисходит в них по ступеням трех Иерархий до трехчленного человека конечностей, ритма и головы, а также воли, чувства и мысли. В образовании ежедневных медитативных формул троичности варьируются в различных модуляциях и метаморфизируются при переходах со ступени на ступень. Рассмотрим все это детально, для чего возьмем сначала весь текст медитации. Для удобства пользования обозначим в нем отделы римскими цифрами, а части арабскими.
I.1.
"Душа человека,
Ты живешь в конечностях,
Которые тебя через мир пространства
В сущность моря духа несут:
Упражняйся в памятовании о духе
В душевных глубинах,
Где в правящем
Бытии Создателя мира
Собственное я
В Божественном Я
Пребывает;
И ты будешь поистине жить
В мировом существе человека.
I.2.
Ибо правит Дух-Отец в высях,
В глубинах мира бытие порождая.
Серафимы, Херувимы, Престолы,
Дайте из высот прозвучать (тому)
Что в глубинах найдет эхо;
Оно гласит:
Из Бога рождаемся.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.
II. 1.
Душа человека,
Ты живешь в биении сердца и легких.
Которое тебя через ритм времени
К чувству собственной душевной сущности ведет:
Упражняйся в размышлении (Bessinen) о духе
В душевном равновесии,
Где волнующиеся
Деяния мирового развития
Собственное я
С мировым Я
Соединяют;
И ты будешь поистине чувствовать (себя)
В душевной деятельности человека.
II.2.
Ибо правит Воля Христа в окружении,
В мировых ритмах благословляя души.
Господства, Силы, Власти,
Дайте с Востока возгореться (тому),
Что через Запад формируется;
Оно гласит:
Во Христе умираем.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.
III. 1.
Душа человека,
Ты живешь в покоящейся голове,
Которая тебе из основ вечности
Мировые мысли открывает:
Упражняйся в узрении духа
В покое мышления,
Где вечные цели Богов
Мировой сущностный свет
Собственному я
Для свободной воли
Даруют;
И ты будешь поистине мыслить
В духовных основах человека.
III.2.
Ибо правят Духа мировые мысли,
В Существе мира моля о свете.
Архаи, Архангелы, Ангелы,
О, дайте из глубин испросить,
Что в высотах будет услышано;
Оно гласит:
Со Святым Духом воскресаем.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге:
Да услышат это люди.
IV.
На повороте времен
Вступил свет мирового Духа
В земного существа поток;
Ночи тьма
Была преодолена,
Ясный свет дня
Воссиял в человеческих душах;
Свет,
Что согревает
Бедные сердца пастухов;
Свет,
Что просветляет
Мудрые головы царей (волхвов).
Божественный Свет,
Христос-Солнце,
Согрей
Наши сердца;
Просвети
Наши головы;
Чтобы добром стало,
Что мы
Из сердец (исходя) основываем,
Из голов (исходя)
Исполненным цели хотим вершить"
На первой ступени, (суббота)в качестве исходного, Рудольф Штайнер берет микрокосмические части первых трех отделов: I-1, II-I, III-1 и кристаллизует из них следующую медитативную формулу:
Памятуй о духе |
Размышляй о духе |
Созерцай дух |
Взятая в целом, эта формула есть некоего рода тезис, где — вспомним слова Беме — "первосущество" получает свой безмолвный, замкнутый в себе образ. Но, в отличие от Беме, в этой формуле образ подвижен внутри целого, благодаря соотношению своих частей. В нем происходит восхождение от памятования через размышление к созерцанию, что становится возможным благодаря тому, что "я", вначале тождественное с Божественным Я, силою Христа обретает самобытие, существует как отдельное "я", и уже таковым приводится в связь с Я. И этому "я" силою Святого Духа даруется свободная воля. Памятование — волевой природы, размышление, каким оно выражено в медитации (Besinnen), — чувственной; это то живое мышление, в котором бытие и сознание приходят к единству. Можно сказать, что речь здесь идет о переживании мышления: упражняйся в переживании мышления, тогда можно прийти к его созерцанию, нам откроется сверхчувственный опыт, в котором субъект мышления и объект — одно, а мышление открывается как состоящее из субстанции воли.
Итак: Отчая воля, данная человеку в воспоминании; чувство-переживание мышления; созерцание воле-мышления. В этой тесной взаимосвязи микрокосм и открывается как отражение высшего Триединства. При этом мысль, чувство, воля образуют верхний, проявленный слой микрокосмического существа, а в подосновах его идет тройственная метаморфоза "я", пребывающего в лоне триединого Бога.
Поистине трудно представить себе что-то иное, столь необъятное по содержанию и в то же время столь лаконичное по форме выражения, как эта медитативная формула. Потому она и обладает внутренней силой, изливающейся в душу в процессе не мыслительного, а медитативного усилия, при котором мы стараемся просто жить в этих словах, стать с ними одним.
На второй ступени(воскресенье) за исходное берутся те же части медитации, что и на первой, но из них образуется иной мантрам:
Собственное я |
Собственное я |
Собственному я |
То, что в первой медитации было второй частью, здесь выступает первой, а далее раскрывается то, что лишь внутренне присутствовало в первой части первой медитации: жить — чувствовать — мыслить. К этому добавляется человек тела, души и духа. Так образуется антитезис, "микроэон" древнего Солнца в микрокосмосе отдельного человека. На второй ступени все пронизано элементом эфирных сил; на первой же ступени мы, по преимуществу, строили на физическом, на мышлении, опирающемся на физический мозг и стремящемся преодолеть связи с ним, чтобы опереться на мозг эфирный. В отличие от метаморфозы в сфере биологии и абстрактного мышления, где первая ступень исчезает в небытии при переходе на вторую, в медитативной метаморфозе, поскольку мы проникаем в сферу сверхчувственного, куда уходят и откуда возвращаются ступени иных метаморфоз, остается видимым и промежуточное состояние, отделяющее одну ступень от другой. Если бы медитация строилась, скажем, по принципу имагинативной логики, то можно было бы первую и вторую ступени сократить до формул: 1) Памятуй о духе; 2) жить в мировом существе человека, и т. д. Ибо 2-е тут имманентно присутствует в 1-м. Но нам дан еще и иной текст. Он раскрывает, почему это обстоит именно так. Процесс имеет две стороны: Божественное творчество и его результат — человек мыслящий, чувствующий, волящий.
И еще нам необходимо отметить одно отличие медитативного мышления от логического. В медитации отсутствует диалектика мышления, она в ней преодолевается. Движение мысли при медитировании тождественно движению сил в мире сущего, где противоречия сняты, а развитие остается. Нужно обстоятельно обдумать этот факт. Из него станет ясно, почему медитативное мышление представляет собой более высокую, по сравнению с логическим мышлением, ступень и почему настоящая практика медитации возможна лишь в сфере европейской культуры.
На третьей ступени(понедельник)к первым частям трех первых отделов добавляется по две первых строки из вторых, макрокосмических частей. На такой основе образован мантрам:
Упражняйся в памятовании о духе |
Упражняйся в размышлении — переживании духа |
Упражняйся в узрении духа |
Это синтез, соответствующий эону древней Луны. Медитация делается в понедельник. В ней из лона триединого Бога восстает человек, обладающий тройственной душой. Он потому может помятовать, мыслить, созерцать, что, с одной стороны, обладает системой обмена веществ, ритма и нервов, а с другой — тройственным телом. Обо всем этом шла речь в предьщущих мантрамах. Теперь открывается первоисточник человеческого самобытия — Сам Бог. Микрокосм пришел в связь с макрокосмом благодаря тому, что первоначально положенное: Упражняйся в памятовании о духе и т. д., через пробуждение в себе трансцендентного: жить в мировом существе человека и т. д. — возвращается к себе, к Я, из которого оно изошло, но уже с плодами "я", живущего в тройственной душе. Это "я", как таковое, еще не вполне проявлено. Оно существует как тройственная деятельность мышления, чувствования и воления, но несомых высшей силой; этому "я" еще недостает самобытия, оно несколько сверхличностно.
На четвертой ступени,в день Марса (вторник), Я из лона триединого Бога нисходит в мир Иерархий, которыми обусловлено все многообразие чувственного мира. Все три отдела звучат целиком, за исключением двух последних строк. И возникает следующее:
Упражняйся в памятовании о духе |
Упражняйся в размышлении-переживании духа |
Упражняйся в узрении духа |
Развитие идет вширь. В имагинативной логике эта ступень соответствует созерцанию. Дарованная человеку искра Я деятельностью всех трех Иерархий несется в глуби, выси и шири мира. Человек осваивает мир, воспринимая его, но не в первозданном своем состоянии, а уже как обладающий "я". Поэтому вновь повторяется рефрен, выраженный в тезисе. На четвертой ступени в тройственном "упражняйся" необходимо полностью отдаться воле Иерархий, разлиться через их деятельность (а не произвольно) в мире — в глуби, выси, шири, из которых навстречу упражняющемуся встают Отец, Сын и Святой Дух. Это движение необходимо постоянно сопровождать внутренним движением от памятования через размышление к узрению, к имагинации, — вертикальным движением, соответствующим восхождению "я" через три сферы души.
На пятой ступени(Среда) звучат первые части трех первых отделов и весь четвертый отдел. Мы вступаем во вторую половину земного эона — из эволюции в историю. Здесь все пребывает под знаком Мистерии Голгофы. Мудрость и Любовь приходят к единству:
Упражняйся в памятовании о духе |
Упражняйся в размышлении-переживании духа |
Упражняйся в узрении духа |
Новый христианский путь посвящения характерен прежде всего тем, что на нем познание неразрывно связано с сознательным отношением к морали. И это не та люциферическая мораль атавистического оккультизма, к которой прибегают с единственной целью — не осложнять проникновение в сверхчувственные миры. На христианском пути человек стремится к высшему развитию ради того, чтобы служить людям. Такой человек переживает свое "я" в гармоничном взаимодействии ума и сердца, к которому он приходит в результате решения тех задач, которые были поставлены на предыдущих ступенях. Там он должен был осознать себя и встать под водительство Иерархий. На пятой ступени необходимо суметь пожертвовать завоеванным "я" и сказать себе: "Не я, но Христос во мне". Ибо перифраз этого принципа и представляет собой вторая часть последнего мантрама. Здесь "я", упражняющееся трояким образом, ставшее "Я", приносится в жертву.
После совершения жертвоприношения возрожденное во Христе "я" получает свою индивидуальную задачу: нести Христову силу в мир людей и элементарных духов (а, значит, царств природы). Эти духи принесены в жертву ради возвышения человека ("стенает всякая плоть"), и потому он обязан уплатить им свой долг.
Христос, пройдя через Мистерию Голгофы, соединился со всеми царствами Земли и с человеческим родом. Пронизанное Христом "я" становится Христофорусом и вершит на Земле Его дело.
Мантрически на шестой ступени(четверг)это выражается так, что звучат микрокосмические части первых трех отделов и весь четвертый отдел, а затем образуется:
Божественный свет,
Христос-Солнце.
Это слышат элементарные духи
На востоке, западе, севере, юге.
Да услышат это люди.
Таков поистине индивидуальный человек. Он должен быть способен совершенно альтруистически произнести мантрам из себя, ибо лишь силой Христа эти слова могут достичь в нем тех, кому они адресованы. В эгоистической душе они звучат сентиментально и превращаются во фразу. Шестая ступень чрезвычайно ответственна. Кто способен уплатить здесь свой долг, восходит к Самодуху. На этой ступени выступает чистый Я-принцип. Он уже не вспоминает, не размышляет и не созерцает, а служит. Эта его деятельность напоминает иную, которую некогда он совершал в Раю, давая имена творениям Божиим.
Следует еще сказать, что движение по ступеням медитации Камня основы имеет вид лемнискаты, в которой первые три ступени проходят во внутреннем круге, четвертая образует переход, а следующие три ступени переходят во внешний мир.
На седьмой, завершающей, ступени(пятница) звучит то же, что и на третьей ступени: все три отдела без последних двух строк. И нам должна быть понятна причина этого: на седьмой ступени синтез, достигнутый на третьей, восходит к своему последнему завершению — именно не восхождению, а завершению (что подобно значению праздника Михаэля в круге года).
Ты живешь в конечностях |
Ты живешь в биении сердца и легких |
Ты живешь в покоящейся голове |
Человек-микрокосм, как творение Божие, восходит на ступень единения с Макрокосмом, предвосхищая далекие ступени своего развития. Он приходит в соприкосновение с индивидуальным Жизнедухом, его пронизывает, как дар, приходящий из будущего, Жизнедух Христа.
В единении с Макрокосмом "я", живущее в человеке конечностей, ритма и головы, возвращается к себе, будучи наделено качеством Я.
%MCEPASTEBIN%